Главная \ Новости \ Доверительное управления наследственной массой

Доверительное управления наследственной массой

03.06.2022 11:47

Бизнес, который «потерял» единственного или одного из владельцев, не может ждать полгода, пока наследники вступят в права и возьмут дела под контроль. Для защиты интересов и обеспечения непрерывной работы юрлица нотариус может инициировать доверительное управление акциями или долями наследодателя. Это важно не только для будущих наследников, но также для кредиторов и людей, работающих в компании «здесь и сейчас».

Обратиться к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления могут не только наследники, но также другие владельцы акций или доли, кредиторы и сотрудники компании, заинтересованные в ее жизнедеятельности и эффективности, например, бухгалтер или финансовый директор.

Вводить или не вводить доверительное управление, как согласовывать условия договора, как он будет исполняться и прекращаться — в каждой конкретной ситуации нотариус принимает отдельное решение. На основании документов, проверок и информации, полученной от всех участников и заинтересованных лиц.

При введении механизма доверительного управления, цель которого заключается в сохранении и приумножении активов, возникает вопрос, кого пригласить на роль управляющего. Или управляющих — если активы разнородны, находятся в разных странах и т.п. Закон располагает к тому, чтобы выбирать профессионального участника рынка. Однако допускается привлечение в качестве управляющего кого-то из наследников. Это актуальная возможность, поскольку, часто договор доверительного управления заключает компания, у которой нет средств для оплаты услуг профессионального управляющего.

Кандидатуру управляющего могут предлагать и наследники. Однако учитывая различные факторы, в том числе — и возможный конфликт интересов между наследниками, финальное решение принимает нотариус. Также управляющий может быть назначен решением суда.

Стоит учитывать, что управлять акциями в контексте распорядительных полномочий может только человек с соответствующей профессиональной лицензией. Когда же речь идет о голосовании, получении дивидендов и иных правах «из бумаги» — лицензия не требуется.

Еще один важный нюанс — нотариус, учредивший доверительное управление, контролирует деятельность доверительного управляющего. Закон устанавливает, что проверки должны осуществляться не реже одного раза в два месяца. В отчетах управляющего может содержаться информация о произошедших за период существенных сделках и событиях с имуществом, результатах голосования по ключевым темам.

В договор доверительного управления можно включить положение о том, что по запросу нотариуса управляющий предоставляет отчеты об изменении балансовой стоимости активов компании.

По общему правилу, доверительный управляющий осуществляет полномочия собственника — владеет и распоряжается имуществом, в том числе может его отчуждать. Выгода, полученная в результате доверительного управления, переходит наследникам, однако управленческие решения управляющий принимает самостоятельно. При этом в договоре, помимо прав и обязанностей, могут быть прописаны ограничения на определенные действия с его стороны.

Закон предусматривает самостоятельную ответственность управляющего за результаты работы. В частности, ему могут быть предъявлены иски об убытках, управляющие отвечают не только тем имуществом, которым управляют, но и личным, ведь они полностью заменяют собственника.

Договор доверительного управления, инициированный нотариусом, заключается на срок не более 5 лет. При необходимости нотариус может досрочно его расторгнуть и назначить нового управляющего. При выдаче хотя бы одному наследнику свидетельства о праве на наследство, в котором указано имущество, переданное в доверительное управление, к этому наследнику переходят права и обязанности учредителя доверительного управления.

Подробнее на сайте Федеральной Нотариальной Палаты.


« Назад
Поделиться в социальных сетях: