Электронный нотариат в эпоху цифровизации: правовые гарантии и защита
11.01.2021 16:47Электронный документооборот в нотариате — новая реальность, которая практически сразу стала привычной для миллионов граждан. Успех бесшовного внедрения современных технологий заключается в готовности инфраструктур нотариата использовать основные документы в цифровом формате.
Возможно ли перевести документ на бумаге в цифровой формат, но сохранить его законную силу? Да, это вполне реально, и этим решением уже охотно пользуются не только граждане, но и представители бизнеса. Для граждан и предприятий это нотариальное действие открывает поистине безграничные возможности. Нотариус сегодня имеет возможность оцифровать практически любой документ, кроме удостоверений личности и договоров, заключаемых в простой письменной форме. Эти исключения продиктованы нормами закона. Возможен и обратный процесс, когда документ в цифре обретает бумажную форму.
Это значит, что отправить нужный документ в любую точку страны можно буквально за пару минут. Его доставкой займется электронная почта. Документ заверен личной УКЭП нотариуса. УКЭП — эта аббревиатура означает «усиленная квалифицированная электронная подпись». В таком виде цифровой документ юридически равен бумажному аналогу. Электронный вариант бумаг можно хранить на любом цифровом носителе.
В любой точке страны другой нотариус сможет сделать бумажную копию документа с помощью своей УКЭП. Нужно отметить, что подделать такой формат невозможно. При любых попытках внести изменения, личная УКЭП нотариуса сразу же открепится от документа или файл совсем перестанет открываться. В итоге злоумышленники получат копию, у которой нет никакой юридической силы.
Еще одно перспективное направление деятельности нотариуса — подготовка и отправка заявлений в Федеральную налоговую службу России и Росреестр в электронном виде. Граждане все чаще выбирают именно такой формат подачи заявлений. Нотариусам сегодня даже необязательно готовить бумажный вариант заявления — нужный документ сразу получает цифровую форму. Важно удостовериться, что принимающая сторона, то или иное подразделение, обладали всеми правовыми и техническими возможностями для проверки заявлений и их использования.
Электронные нотариальные доверенности могут понадобиться для проведения некоторых банковских операций. Это очень удобно в повседневной жизни. Нотариус готовит доверенность сразу же в электронном виде, без бумажного аналога. «Цифра» отправляется самим нотариусом в банк. В этот момент используется выделенный защищенный канал связи. Не нужно стоять в очередях, передавая поверенным доверенность на бумаге. Можно осуществить операцию по счету доверителя в выбранном банковском отделении через минуту после того, как будет оформлена цифровая доверенность. В результате в выгоде все: банк получает достоверный документ из рук нотариуса, гражданин экономит время. Возможные риски подделок, а также утраты доверенности сводятся к минимуму. Летом этого года пилотный проект Сбербанка и Федеральной нотариальной палаты стартовал в Москве. Первые результаты оказались впечатляющими.
Защищенные электронные сделки — один из самых главных вопросов процесса быстрой цифровизации нотариальной сферы. Нотариус полностью берет ответственность на себя — за удостоверение цифровой сделки, ее законность и возможный ущерб, который может возникнуть из-за ошибок. Именно нотариус разъясняет гражданам важность соблюдения норм законов и последствия, которые могут возникнуть из-за нарушений. Нотариус также проверяет, чтобы граждане не совершали ошибки при подписывании документов, как бумажных, так и цифровых. Можно предупредить судебные разбирательства и мошенничество, если перед сделкой нотариус проверит, насколько стороны правомочны совершать действия.
Нотариат придет на помощь и в том случае, если человек по каким-либо причинам не знает, как использовать услуги в новом цифровом виде. Достаточно многие не решаются ими пользоваться. Да и гаджеты есть не у всех. Есть категории граждан, которым сложно разобраться с тем, что такое «электронная цифровая подпись». Часто нет смысла покупать личный ключ ЭП для разового использования. Поможет нотариус, у которого уже есть личная УКЭП. Ею можно удостоверить документ и предоставить имущественные гарантии и законности сделки.
В условиях пандемии сервисы электронного нотариата оказались особенно востребованы. Нотариальная «телепортация» — возможность отправить документ туда, где лично не принимают — нужна и гражданам, и юридическим лицам. Так можно существенно снизить количество потенциально опасных личных контактов и визитов в местах скопления людей.
Конец 2020 года — время «цифрового нотариата». В этот момент должен вступить в силу закон о цифровизации нотариата. Каждый сможет из дома получить консультацию нотариуса или заверить документы, например, можно дистанционно удостоверить сделку. Еще одна услуга, которая появится, — защищенное хранение любых документов в цифре у нотариуса. В планах на будущее введение специальных QR-кодов для нотариальных документов.
« Назад